Семилукский муниципальный район Воронежской области
Администрация Семилукского муниципального района Воронежской области

Формирование традиционных семейных ценностей и значимости родительства у детей дошкольного возраста в условиях современных реалий

Настоящий информационно-аналитический материал на тему: «Формирование традиционных семейных ценностей и значимости родительства у детей дошкольного возраста в условиях современных реалий» подготовлен АУ ВО «Институт стратегического развития»
Формирование традиционных семейных ценностей и значимости родительства у детей дошкольного возраста в условиях современных реалий.

Настоящий информационно-аналитический материал на тему: «Формирование традиционных семейных ценностей и значимости родительства у детей дошкольного возраста в условиях современных реалий» подготовлен АУ ВО «Институт стратегического развития» для следующей целевой аудитории: министерство образования Воронежской области, управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж, органы местного самоуправления.

Подготовленный материалы может быть использован в исследовательских, учебных и практических целях всеми, кто интересуется обозначенной проблематикой.

В данном материале раскрываются определения и понятия семьи как социального института, семейных традиций и семейных ценностей, приводятся статистические данные, характеризующие состояние семейных ценностей по оценке россиян на современном этапе, перечисляются базовые принципы и формы взаимодействия при формировании традиционных устоев и норм в семье, приводится практика Республики Мордовия по реализации программы дошкольного образования «Я, моя семья и мои друзья», включенная в смартеку лучших практик Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Введение

В наше время общество диктует определённый образ жизни, особые стереотипы поведения. И как бы хотелось сегодня видеть побольше людей с устойчивой духовно-нравственной культурой. Одним из главных условий воспитания таких людей является среда, в которой они формируются и развиваются. Этой средой является семья, где человек появляется на свет, воспитывается, усваивает ценности и естественно становится личностью. Благодаря этому он в будущем займет своё место в обществе.

Именно поэтому рассмотрение традиционных семейных ценностей как основы формирования культуры современного общества и личности актуально и в наши. И от того, какие результаты по сохранению и формированию данных ценностей будут достигнуты, во многом зависит как развитие отдельной личности, так и культура современного общества в целом.

Семья является одним из социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей. Собственно, семья - это краеугольный камень человеческой жизни. Поэтому вполне обоснованно можно утверждать, что семья является объектом пристального внимания представителей различных отраслей знания. В процессе рассмотрения данного направления выявляется неоднозначная трактовка проблем семьи. Одни авторы утверждают, что институт семьи обнаруживает явные симптомы упадка, дезинтеграции и скоро вовсе перестанет существовать, так как потерял свое значение, другие – наоборот, считают, что никакого кризиса семьи нет, что ей якобы ничто не угрожает, она будет существовать вечно. Между этими крайними точками зрения существует много других взглядов.

Развиваясь, личность тоже принимает определенную форму: у нее начинают появляться некоторые задуманные свойства. С точки зрения науки формирование есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности и «оформлению человека в устойчивую и целостную новую сущность - личность».

Таким образом, формирование - это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, способов действия, видов деятельности по освоению различных областей культуры, а также процесс образования индивидуальных способностей человека, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания.

Под традицией понимается некое воспроизводство, воссоздание уже существовавших ранее норм, обычаев, правил и т. п.

Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени».

Следовательно, к элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. Семейные традиции -это «принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) - культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают семье статус единственной морально допустимой ячейки общества.

Семья для многих из нас - это то место, где спокойно, стабильно, это то место, где Вас примут таким, какой Вы есть. Именно сейчас необходима семья, которая является символом постоянства и взаимопонимания, которая подходит под высказывание «Мой дом - моя крепость».

Так как именно в семье закладываются основы воспитания, а главным примером для детей являются их родители, то и формирование семейных ценностей нужно начинать со старшего поколения.

Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено это понятие, усвоенное еще в детстве: это представления об отношениях между отцом и матерью, родителями и детьми, а также об отношении к старшему поколению, а самое главное - это дух семьи и родительского дома. Для ребенка очень важно внимание и ощущение, что его любят, уважают, всегда выслушают и, главное, услышат!

В условиях современного информационного потока и изобилия информации роль родителей особенно важна, так как родные и близкие люди могут помочь в определении необходимого и важного для ребенка.

Родители могут научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми. Всё это - задача, прежде всего, семьи.

Лучшее воспитание – собственный пример. Если малыш будет расти в счастливой и дружной семье, где мама с папой любят и уважают друг друга, заботятся о своих родителях и детях, то и в свою семью в будущем он принесет такие же нормы и ценности. Слова, знаки внимания, действия и поступки – всё это «впитывается» детьми с самого младшего возраста.

С самого раннего детства необходимо поддерживать в детях стремление к доверительному и открытому общению, и тогда вас минуют проблемы непонимания отцов и детей. Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. Каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями следует делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие годы.

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение. Но не стоит забывать, что не следует потакать детям во всем и баловать их без чувства меры. Помните о том, что в доме должны быть базовые правила, соблюдать которые должен каждый домочадец.

Все эти истины давно известны всем, но очень часто взрослые забывают о них. Семейные ценности и традиции формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

Создание семьи и воспитание ценностей - серьезная задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в семье закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в детском саду, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.
1. Государственная политика в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.

На государственном уровне важная роль отводится вопросу формирования традиционных семейных ценностей и ценности родительства у подрастающего поколения.

Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.

Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

22 ноября 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении в России в 2024 году Года семьи. Такое решение было призвано популяризировать государственную политику в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи определены одной из национальных целей развития Российской Федерации.

Среди задач, стоящих перед всем обществом - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально -культурных традиций.

2. Статистические данные, характеризующие состояние семейных ценностей по оценке россиян на современном этапе

Как показал проведенный ВЦИОМ опрос в ноябре 2023 года по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), эта тема созвучна большей части россиян. Так, 7 из 10 считают крепкую семью наиболее важной ценностью. Эта ценность в приоритете независимо от пола, возраста, материального положения и образования. Можно сказать, что ценность семьи действительно объединяющая.

Ниже в таблице приведен детализированный топ ценностей россиян разных возрастов:

Таблица 1

Отнесение к группе респондентов

Возраст

Ключевые ценности

Молодежь

18-24 лет

крепкая семья (57%), самореализация (50%) и дружба (40%).

Старшая молодежь

25-34 лет

крепкая семья (74%), самореализация (43%) и жизнь, достоинство, права и свободы человека (38%).

Самоопределившиеся

35-44 лет

крепкая семья (77%), жизнь, достоинство, права и свободы человека (36%), историческая память и преемственность поколений (35%).

Состоявшиеся

45-59 лет

крепкая семья (71%), гордость за страну (34%) и историческая память (33%).

Зрелые

от 60

лет

крепкая семья (58%), гордость за страну (35%), историческая память и единство народов России (по 32%).

Особенно часто о важности семьи говорят россияне в возрасте 25-34, 35-44 и 45-59 лет возможно, потому что в этом возрасте люди чаще всего уже создали собственные семьи и обзавелись детьми, а некоторые и внуками.

Крепкую семью в качестве ключевой ценности определили для себя 57% респондентов в возрасте от 18-24 лет.

В целях выявления отношения современной молодежи к семейным ценностям в приложении 1 к настоящим информационно-аналитическим материалам приводится примерная форма для проведения анонимного социологического опроса.

Следующие результаты показал опрос, проведенный среди пользователей социальных сетей организаторами конкурса «Это у нас семейное» нового проекта президентской платформы «Россия - страна возможностей» - совместно с социологическим агентством «Вебер» (проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы»):

Таблица 2

Наиболее важные семейные ценности по оценке россиян

(в порядке убывания)

1.

Поддержание здоровья родных

94%

2.

Взаимопонимание, уважение и забота друг о друге

93%

3.

Счастье и гармония

91%

4.

Верность

90%

5.

Благополучие и достаток

89%

6.

Любовь

87%

Таблица 3

Семейные достижения по оценке россиян

(в порядке убывания)

1.

Крепкие родственные отношения

36 %

2.

Карьерный рост

30 %

3.

Успехи в обучении

29 %

4.

Успехи в творчестве

22 %

5.

Успехи в спорте

18 %

6.

Заслуги в защите Отечества

12 %

7.

Научные достижения

9 %

Таблица 4

Самая любимая семейная традиция по оценке россиян

(в порядке убывания)

Отмечать праздники в кругу родных

75 %*

Выезды на природу

49 %

3.

Совместные походы в гости

48 %

4.

Семейные обеды и ужины

47%

5.

Отмечание дней памяти

47 %

6.

Посещение культурно-досуговых учреждений

30 %

*При этом наиболее любимы семейные встречи Нового года (89%), дни рождения (86%), празднования Международного женского дня (66%), Дня Победы (65%), Пасхи (65%) и Дня защитника Отечества (54%).

Также в традициях семей значатся путешествия, проведение семейных советов, занятия спортом, благотворительностью, волонтерством, а также составление семейных альбомов и передача из поколения в поколение семейных реликвий.

Далее приводятся результаты проведенного в нескольких аспектах социологического опроса о ценности родительства.

Аспект № 1 - рождение детей. Распределение ответов (в порядке убывания) на вопрос представлено в таблице 5.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Есть ли у Вас в планах создание семьи с детьми?» (%)

Уже есть дети

64,7 %

Да, мечтаю о семье с детьми

20,8 %

Нет, придерживаются направления «чайлдфри» (жизнь без детей)

8,1 %

Затрудняюсь ответить

6,4

Каждый пятый имеет установки на рождение детей. Но, вместе с тем, настораживают родительские установки представителей «чайлдфри», хоть они составляют и небольшую долю опрошенных (8,1%).

Аспект № 2 - воспитание детей. Распределение ответов (в порядке убывания) на вопрос представлено в таблице 6.

Таблица 6

Советы друзей

8,1 %

Курсы по воспитанию детей

12 %

Книги о детях

28,4 %

Помощь родителей

54 %

Личные взгляды на воспитание

69,4 %

Распределение ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста, чем бы Вы могли воспользоваться или пользовались при воспитании собственных детей?» (%)
Показательно, что респонденты лишь в каждом третьем случае высказались о возможности использования книг по воспитанию детей (28,4%). Практически малозначимыми являются также курсы по воспитанию детей (12%). Таким образом, изучение ценности «родительство» показывает, что респонденты в большинстве уже имеют детей или имеют намерение быть родителями. При этом в вопросах воспитания приоритетными являются личные взгляды на воспитание.

Аспект № 3 - ценность «родство» изучалась через исследование отношения к совместному проживанию родственников, то есть через расширенную семью.

Распределение ответов (в порядке убывания) на вопрос представлено в таблице 7.

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста, как вы относитесь к проживанию расширенной семьей (совместно с родителями или иными родственниками)? (%)

Отрицательно

66,4%

Нейтрально

17,8 %

Положительно

9,7 %

Респонденты в открытом варианте ответа на вопрос указывали, что «лучше жить отдельно, но встречаться», «родственники – это хорошо, но жить

нужно порознь». Таким образом, для большинства опрошенных расширенная семья не приветствуется. Конечно, это не означает, что опрошенные не живут в таком типе семьи. Но поддерживать родственные отношения на одной территории и в течение длительного времени чаще всего респонденты не хотели бы. Иными словами, ценность «родство» как такова значима, но желательно поддерживать родственные отношения «на расстоянии».

Проведенный анализ показывает, что в триаде ценностей «супружество-родительство-родство» наблюдаются изменения, появившиеся под влиянием многих факторов. Показательно, что ценность семьи как таковой остается доминирующей в системе ценностей опрошенных. Что касается ценности супружества, то исследование ценности брака как одной из составляющих ценности супружества отражает наличие когнитивного противоречия. Незарегистрированный брак нередко трактуется с позиции наличия тех же характеристик, что имеются у зарегистрированного брака. Исследование ценности родительства показывает, что имеются установки на ценность детей и практики родительства. Однако тревожным является и наличие респондентов с установками «чайлдфри». Анализ ценности родства отражает нежелание респондентов проживать на одной территории с другими родственниками, но при этом поддерживать взаимоотношения. Полученные результаты показывают наличие противоречивых тенденций в отношении семейных ценностей.

3. Основные направления развития человеческого капитала Воронежской области (формирование традиционных семейных ценностей и значимости родительства) в соответствии со Стратегией социально-экономического развития на период до 2035 года.

На формирование традиционных семейных ценностей и значимости родительства направлены постулаты подраздела 4.1. «Демографическое и миграционное развитие Воронежской области» и подраздела 4.4. «Развитие культурной среды» Стратегии социально-экономического развития на период до 2035 года (далее - Стратегия - 2035), предусматривающие меры поддержки органов государственной власти Воронежской области по материальному стимулированию семей, имеющим детей, созданию соответствующих условий получения детьми дошкольного образования, предоставлению дополнительных гарантий и преимуществ для работников с семейными обязанностями.

Так в подразделе 4.1. «Демографическое и миграционное развитие Воронежской области» Стратегии - 2035 в целях повышения уровня рождаемости, роста численности постоянного населения Воронежской области одной из ключевых задач ставится задача по внедрению механизмов финансовой и иной поддержки семей при рождении и (или) усыновлении детей.

Способами и направлениями деятельности органов государственной власти Воронежской области в данной сфере являются:

1. Развитие механизмов финансовой и иной поддержки семей при рождении и (или) усыновлении детей:

- финансовая поддержка семей при рождении детей, осуществляемая в зависимости от очередности рождений:

а) ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;

б) программа регионального материнского (семейного) капитала;

в) ежемесячные денежные выплаты, назначаемые в случае рождения третьего ребенка или последующих детей;

г) предоставление ипотечных кредитов (займов) на специальных условиях в рамках федеральных и региональных программ льготного кредитования отдельных категорий граждан;

д) предоставление семьям, имеющим 3 и более детей, земельного участка, обеспеченного инженерной инфраструктурой, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;

- материальное стимулирование женщин в ранних репродуктивных возрастах;

- совершенствование подходов к предоставлению финансовой поддержки семей для обеспечения наибольшего демографического результата;

- проведение информационно-телекоммуникационной кампании с использованием основных телекоммуникационных каналов для всех целевых аудиторий в целях популяризации системы мер финансовой поддержки семей в зависимости от очередности рождений детей.

2. Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет:

- создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет, а также развитие сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования;

- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

- создание групп кратковременного присмотра за детьми дошкольного возраста;

- популяризация применения работодателями гибких форм занятости;

- включение в коллективные договоры предприятий и организаций области пунктов, предусматривающих предоставление работодателем дополнительных гарантий и преимуществ работающим женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, создание дополнительных гарантий и преимуществ для работников с семейными обязанностями;

- развитие вариативных форм дошкольного образования;

- создание дополнительных мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте до трех лет за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, механизмов государственно-частного партнерства, из расчета ликвидации очереди в ясли для детей до трех лет.

В подразделе 4.4. «Развитие культурной среды» ставится цель по формированию единого культурного пространства и укрепления нравственных ценностей. При этом одной из ключевых задач является продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности, широкая пропаганда лучших образцов народного творчества в сфере духовной и материальной традиционной культуры.

Ожидаемым основным результатом достижения поставленной цели и решения обозначенной задачи данного подраздела должно стать расширение доступа жителей области к культурной деятельности и культурным ценностям.

Кроме этого, учитывая, что к числу наиболее важных семейных ценностей россияне относят поддержание здоровья родных (94 % опрошенных респондентов), а также благополучие и достаток (89 % опрошенных респондентов) (см. таблицу 2 раздела 1 настоящего информационно-аналитического материала) в подразделах 4.2. «Сохранение здоровья и продление активного долголетия населения», 4.6. «Повышение уровня жизни и социальной защищенности населения области», 5.5. «Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики» Стратегии -2035 ставятся цели и задачи по:

- росту ожидаемой продолжительности жизни населения и снижению преждевременной смертности;

- повышению доступности и качества медицинской помощи;

- снижению общей смертности от хронических неинфекционных заболеваний, в т.ч. смертности от болезней системы кровообращения, смертности от новообразований, в т.ч. злокачественных;

- повышению уровня жизни населения области, снижению масштабов бедности до минимального уровня в России;

- увеличению реальных денежных доходов населения;

- предоставлению мер социальной поддержки исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;

- обеспечению социальной защищенности населения и доступности услуг в сфере социального обслуживания на территории области;

- повышению качества и доступности услуг в сфере социального обслуживания граждан;

- внедрению программы системной поддержки граждан пенсионного возраста;

обеспечению населения доступным и качественным жильем, повышению доступности жилья;

- оказанию государственной поддержки гражданам (молодым семьям) в улучшении жилищных условий, в том числе путем предоставления льготных ипотечных кредитов с государственной (областной) поддержкой.

4. Формирование традиционных семейных ценностей и ценности родительства у детей дошкольного возраста (3-7 лет).

С учетом имеющихся в нашем обществе противоречивых тенденций в отношении семейных ценностей, не умаляя значения образовательных организаций, трудовой деятельности, друзей, можно утверждать, что основы традиционных семейных ценностей закладываются и развиваются на начальном этапе в первую очередь в семье

При этом, формирование определенных взглядов на жизнь случается далеко не сразу, а постепенно. Как происходит сам процесс формирования традиционных устоев и норм? На чем они базируются?

Уважение друг к другу

Чрезвычайно важный аспект, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Никакие семейные ценности сделались бы невозможными без такого понятия. Уважение приходит на помощь при значимых разногласиях внутри семьи. Но, проявляя почтительность и признание, по отношению друг к другу, люди учатся сопереживать, формируется эмпатия, сопереживание. В большинстве случаев уважение даже способно сгладить назревающие семейные конфликты. Если подобраны и вовремя произнесены правильные слова, то отношения часто удается сохранить и даже сделать более теплыми. Без уважения никак нельзя обойтись, если вы собираетесь иметь большую и дружную семью.

Свобода в принятии решений

Каждый человек обладает собственной индивидуальностью, которую обязательно стремится отстаивать всеми силами. Все потому, что молодым людям вовсе не хочется всегда и во всем повторять опыт своих родителей. Необходимость идти своей дорогой заложена в каждом из нас. Чем скорее человек это понимает, тем быстрее и лучше развивается как личность. Формирование традиционных семейных ценностей невозможно без компромисса и уступки. Свобода в принятии решений означает, что никто никому не пытается навязывать свою волю. Только так возможно формирование искренних отношений. Гармония и уважение создают атмосферу истинного принятия. Находясь с такими близкими людьми, человек будет скорее достигать намеченных целей.

Отзывчивость.

Формирование традиционных семейных ценностей невозможно без отзывчивости. Имея чуткое сердце, человек становится способен действительно помочь своему ближнему. В противном случае он делается совершенным эгоистом и уже не может претендовать на то, чтобы считать себя честным и порядочным. Отзывчивость – это качество, которое идет из семьи. В данном случае семейные ценности учат быть по-настоящему целостным и самодостаточным. Вне всяких сомнений, люди не всегда сразу понимают, что, будучи отзывчивыми, они улучшают свои отношения с окружающими, становятся духовно богаче.

Доверие.

Без доверия вряд ли возможно вообще строить какие-либо отношения. Ведь открываясь перед близкими людьми, мы хотим получить помощь, понимание и поддержку. Если не будет возможности говорить откровенно, то значит, отсутствует и перспектива дальнейшего развития отношений. Поэтому в мире так много разводов, которые происходят из-за неумения понять потребности друг друга. Формирование доверия должно происходить естественным образом, без каких-либо нажимов и принуждений. Невозможно нормально жить в семье в согласии и уважении, если в отношениях присутствует скрытая враждебность. Чтобы довериться близкому человеку, необходимо оставаться уверенным в том, что он вас правильно поймет и не станет осуждать.

Любовь.

Немногие люди знают, что любовь действительно помогает нам взрослеть, становиться мудрее и старше. В семье, где царит любовь, люди учатся бережному отношению друг к другу. Ребенок с малых лет будет знать о том, что необходимо заботиться о тех, кто находится рядом. Необходимость принимать на себя ответственность присутствует там, где члены семьи хотят быть полезными друг другу. Верность, терпение, умение посмотреть на ситуацию глазами близкого человека поможет гармонизировать отношения между близкими родственниками.

Взаимопомощь.

Мы не можем двигаться по жизни в одиночку. Лишившись всякой помощи и поддержки, личность начинает плутать на дорогах, не знает, как правильно поступить, какое решение принять. Взаимопомощь относят к вечным ценностям, которые создают смысл для всего происходящего. Чем больше мы отдаем, тем больше получаем взамен.

Таким образом, семейные ценности - это одна из главных составляющих гармоничной и счастливой жизни. Имея намерение создать дружную семью, индивид должен обязательно обратить внимание на некоторые нравственные устои.

Особая роль в становлении личности и формировании традиционных семейных ценностей и ценности родительства у детей дошкольного возраста возлагается на государство, в том числе и на образовательные учреждения и организации.

В целях воспитания патриотизма и восстановления общего гражданского духа россиян в 2009 году была принята Концепция духовно-нравственного развития личности и воспитания гражданина России, разработчиками которой стали ведущие российские педагоги Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.

Эта Концепция обобщает систематический набор педагогических требований, следование которым способно обеспечить эффективное решение многих социальных проблем.

Базовые национальные ценности, обозначенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России легли в основу разработки в период с 2009 года по настоящее время нормативных правовых актов в сфере образования.

В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, к основным принципам дошкольного образования относит приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Согласно указанному документу структура образовательной программы дошкольного образования по направлению «Социально-коммуникативное развитие» должна формировать у ребенка основы гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в той или ином дошкольном образовательном учреждении, региону проживания и стране в целом.

Семья по определению является источником общественного опыта, здесь есть примеры для подражания, и собственное становление и социальное рождение ребёнка также происходит здесь. Отсюда следует, что основной целью педагогов дошкольного учреждения является профессиональная помощь семье в вопросах воспитания:

-развитие интересов и потребностей ребенка;

-распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

-поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

-выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

-понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

При этом в учет берутся психологические особенности детей в возрастном периоде от 3 до 7 лет.

Для данного возраста характерной особенностью психологического развития является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умениями и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главным стремлением ребенка является как можно скорее войти (включиться) во взрослую жизнь и быть самостоятельными.

Дошкольный возраст - это ключевой период, который имеет огромное влияние на развитие ребенка. Именно в этот момент происходит становление личности ребенка. Вот почему родители и образовательные учреждения должны прикладывать достаточно сил для того, чтобы у него сформировались важные навыки и установки, в числе которых традиционные семейные ценности, необходимые для дальнейшей жизни. Уклон делается на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие. Формирование навыков и установок осуществляется в форме ведущей деятельности для данного возраста - игры.

5. Практика Республики Мордовия в реализации программы дошкольного образования «Я, моя семья и мои друзья», включенная в смартеку лучших практик АСИ - платформу обмена практиками устойчивого развития.

В целях популяризации института семьи, формирования традиционных семейных ценностей и ценности родительства у детей дошкольного возраста на региональном уровне в Воронежской области приводится практика Республики Мордовия в реализации, начиная с 2023 года, программы дошкольного образования (образовательного модуля) «Я, моя семья и мои друзья», включенная в смартеку лучших практик Агентства стратегических инициатив (АСИ).

В приложении 2 к настоящим информационно - аналитическим материалам приводится данный региональный модуль программы дошкольного образования (скачивание приложений возможно по ссылке

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie